ВЗРОСЛЕНИЕ В ТЕРАПИИ

Иногда приходится слышать, соберись, ведешь себя как маленький.

⠀⠀А бывает вспылишь и думаешь потом, а что вообще это было? Почему меня так взорвало?!

⠀⠀Или, пообещал, кому-то, что-то, и думаешь в каком состоянии я был, когда обещал? - все описанные выше проявляются неожиданно для себя самого и формируются под влиянием обстоятельств детского опыта человека.

⠀⠀Состояние взрослого человека, когда ты ясно видишь картину всего происходящего здесь и сейчас, здраво мыслишь, принимаешь своевременные решения, реагируешь на трудности адекватно (без преувеличения). Уверенно решаешь важные вопросы, справляешься с ответственностью, опираешься на себя.

⠀⠀Что же происходит со взрослыми людьми, когда они вдруг ведут себя как дети в серьезных делах?

⠀⠀Ниже расскажу вам о трёх этапах взросления личности. Если все эти этапы прошли без травм и отягощений, личность будет вполне взрослой и благополучной
ПЕРВЫЙ ЭТАП — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СИМБИОЗ (ребенок)

⠀⠀Период его прохождения от 0 до 11−12 лет. В этот период дети воспринимают своих родителей, как Богов, как самых авторитетных людей и как людей, на которых нужно равняться. Дети как губка впитывают всё, что говорят родители о жизни, о самих себе, об отношениях. Верят авторитетам, стремятся нравиться другим, заслуживают любовь.

ВТОРОЙ ЭТАП — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СИМБИОЗ (подросток)

⠀⠀Период отделеня, проходит в 13 -17 лет ребёнок становится подростком. Он эмоционально пытается отделиться от родителей у него рушатся идеалы. Подросток разрывает симбиотическую связь и начинает опираться не на мнение своих родителей, а на мнение друзей, сверстников. Включается антисоциальность (нарушение правил).

⠀⠀Этот период очень важен. От него зависит сможете ли вы в будущем стать автономным. Именно в этот период начинаются конфликты с родителями. Подросток расстаётся с иллюзиями что родители всесильны, что нужно принимать мир со всеми его ограничениями и страданиями. По итогам прохождения этого этапа подросток понимает, что детство закончилось, нужно становиться самостоятельным, взрослым человеком.

⠀⠀Если эти два этапа человек проживает благополучно, и своевременно. то наступает третий, важный этап — АВТОНОМИЯ.

ТРЕТИЙ ЭТАП — АВТОНОМИЯ (взрослый) — это когда человек опирается на самого себя. Он создаёт жизнь основываясь уже на собственном мировоззрении, берёт полностью ответственность за свою жизнь.

⠀⠀Такой человек, выстраивает границы, он не зависит от суждений, установок и эмоциональных реакций других людей. Он уважает мнение других, но ориентируется на реальность и собственный опыт. Он не ведётся на провокации или манипуляции.

⠀⠀Как бы мне ни было грустно констатировать факт, но до автономии большинство людей так и не доживают. А кто-то даже в 60 лет остается в первом этапе.

⠀⠀Не дают двигаться из этапа в этап травмы, полученные в каждый из периодов, чем серьезней травма или, что еще хуже, большое количество мелких похожих травм, тем сложнее переход во взросление.

⠀⠀Травматика, полученная в один из этапов, будет автоматически (как натянутая резинка) оттягивать вас в прошлое, в любой ситуации схожей по сюжету. Запутались?

⠀⠀- Давайте приведу пример:

⠀⠀Девочка 6-7 лет, спокойно играет в комнате, считает свою куклу самой красивой, в процессе игры, олицетворяет себя с ней.

⠀⠀В этот момент залетает в комнату раздраженная мама, видит беспорядок, еще сильнее злится, замечает в руках ребенка куклу и отпускает, что-то типа:

«Убери эту страшную куклу, давно ее пора выбросить! Наводи порядок, пора спать»

⠀⠀В этом возрасте у ребенка еще недостаточно мышления, чтобы разделять свое и мамино мнение. А так как в период с 0–11 лет родители для детей почти Боги, слова, сказанные мамой о кукле, являются 100% истинной.

⠀⠀НО! В этот момент девочка олицетворяла с куклой себя, и с этим переживанием она осталась одна. Ей никто тогда не объяснил, что к ее личности слова отношения не имеют.

⠀⠀Так образовалась, микротравма. Травматика как правило имеет сценарный процесс и похожие ситуации начинают повторяться.

Наша девочка, по жизни начинает попадать в похожие ситуации, в реальности, не связанные с ее личностью, но они укрепляют ее травму. Подружки в школе смеялись над кем-то, а девочка стала сравнивать себя с объектом насмешек итп.

⠀⠀И вот, перед нами взрослая женщина в 30 лет, которая часто размышляет, что с ней что-то не так плюс все время боится, стать ненужной (куклу же мама сказала выбросить).

⠀⠀В целом она может быть даже очень симпатичной, общительной, но если вдруг, кто-то рядом начнет ее критиковать (критика может быть как обоснованной, так и нет) наша тридцатилетняя женщина, в секунду превратиться в ту шестилетнюю малышку с куклой, которая не может постоять за себя, так как зависимость от мнения других подтверждает ее нужность.

⠀⠀В поведении она может замкнуться и промолчать, чтобы оставаться своей (не выкинутой), а может взорваться так, что сама будет потом в шоке от своей реакции, так как накипело, что уже и невозможно молчать.

⠀⠀Не первая, не вторя реакция не будет адекватной, так как взрослый человек всегда способен здраво воспринимать критику. Если же критика не конструктивна, взрослый способен адекватно ситуации спокойно и уверено обозначить свои границы.

⠀⠀Мышления тридцатилетнего человека достаточно, чтобы разделять свое и чужое мнение, конструктивная критика даже помогает развиваться, но любая похожая ситуация будет относить нашу женщину в детские проявления.

⠀⠀Простые разговоры об этом помогут только снять напряжение, поменять же детскую реакцию поможет возвращение в психологический возраст травмы, то есть именно в ситуацию, когда она сформировалась.

⠀⠀Исцеление приходит через комплексную работу на разных уровнях: на одном работая с бессознательным, на другом через мышление измененяя восприятие и создавая новые решения, на следующем уровне через моделирование нового поведения в подобных случаях.

⠀⠀После такой работы, со временем человек начинает замечать, что стал по-другому реагировать на ситуации, которые раньше выводили его из себя. Даже попадая в них, он может оставаться позитивным, спокойным, уверенным.

Евгения Сычева
ЕВГЕНИЯ СЫЧЕВА
Психолог Психотерапевт
Написать мне
Мои соцсети
Сайт не является публичной офертой и носит информационный характер.
Все материалы данного сайта являются обьектами авторского права.
Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и обьектов без предварительного согласия правообладателя.
Made on
Tilda