ПЕРВЫЙ ЭТАП — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СИМБИОЗ (ребенок)
⠀⠀Период его прохождения от 0 до 11−12 лет. В этот период дети воспринимают своих родителей, как Богов, как самых авторитетных людей и как людей, на которых нужно равняться. Дети как губка впитывают всё, что говорят родители о жизни, о самих себе, об отношениях. Верят авторитетам, стремятся нравиться другим, заслуживают любовь.
ВТОРОЙ ЭТАП — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СИМБИОЗ (подросток)
⠀⠀Период отделеня, проходит в 13 -17 лет ребёнок становится подростком. Он эмоционально пытается отделиться от родителей у него рушатся идеалы. Подросток разрывает симбиотическую связь и начинает опираться не на мнение своих родителей, а на мнение друзей, сверстников. Включается антисоциальность (нарушение правил).
⠀⠀Этот период очень важен. От него зависит сможете ли вы в будущем стать автономным. Именно в этот период начинаются конфликты с родителями. Подросток расстаётся с иллюзиями что родители всесильны, что нужно принимать мир со всеми его ограничениями и страданиями. По итогам прохождения этого этапа подросток понимает, что детство закончилось, нужно становиться самостоятельным, взрослым человеком.
⠀⠀Если эти два этапа человек проживает благополучно, и своевременно. то наступает третий, важный этап — АВТОНОМИЯ.
ТРЕТИЙ ЭТАП — АВТОНОМИЯ (взрослый) — это когда человек опирается на самого себя. Он создаёт жизнь основываясь уже на собственном мировоззрении, берёт полностью ответственность за свою жизнь.
⠀⠀Такой человек, выстраивает границы, он не зависит от суждений, установок и эмоциональных реакций других людей. Он уважает мнение других, но ориентируется на реальность и собственный опыт. Он не ведётся на провокации или манипуляции.
⠀⠀Как бы мне ни было грустно констатировать факт, но до автономии большинство людей так и не доживают. А кто-то даже в 60 лет остается в первом этапе.
⠀⠀Не дают двигаться из этапа в этап травмы, полученные в каждый из периодов, чем серьезней травма или, что еще хуже, большое количество мелких похожих травм, тем сложнее переход во взросление.
⠀⠀Травматика, полученная в один из этапов, будет автоматически (как натянутая резинка) оттягивать вас в прошлое, в любой ситуации схожей по сюжету. Запутались?
⠀⠀- Давайте приведу пример:
⠀⠀Девочка 6-7 лет, спокойно играет в комнате, считает свою куклу самой красивой, в процессе игры, олицетворяет себя с ней.
⠀⠀В этот момент залетает в комнату раздраженная мама, видит беспорядок, еще сильнее злится, замечает в руках ребенка куклу и отпускает, что-то типа:
«Убери эту страшную куклу, давно ее пора выбросить! Наводи порядок, пора спать»
⠀⠀В этом возрасте у ребенка еще недостаточно мышления, чтобы разделять свое и мамино мнение. А так как в период с 0–11 лет родители для детей почти Боги, слова, сказанные мамой о кукле, являются 100% истинной.
⠀⠀НО! В этот момент девочка олицетворяла с куклой себя, и с этим переживанием она осталась одна. Ей никто тогда не объяснил, что к ее личности слова отношения не имеют.
⠀⠀Так образовалась, микротравма. Травматика как правило имеет сценарный процесс и похожие ситуации начинают повторяться.
Наша девочка, по жизни начинает попадать в похожие ситуации, в реальности, не связанные с ее личностью, но они укрепляют ее травму. Подружки в школе смеялись над кем-то, а девочка стала сравнивать себя с объектом насмешек итп.
⠀⠀И вот, перед нами взрослая женщина в 30 лет, которая часто размышляет, что с ней что-то не так плюс все время боится, стать ненужной (куклу же мама сказала выбросить).
⠀⠀В целом она может быть даже очень симпатичной, общительной, но если вдруг, кто-то рядом начнет ее критиковать (критика может быть как обоснованной, так и нет) наша тридцатилетняя женщина, в секунду превратиться в ту шестилетнюю малышку с куклой, которая не может постоять за себя, так как зависимость от мнения других подтверждает ее нужность.
⠀⠀В поведении она может замкнуться и промолчать, чтобы оставаться своей (не выкинутой), а может взорваться так, что сама будет потом в шоке от своей реакции, так как накипело, что уже и невозможно молчать.
⠀⠀Не первая, не вторя реакция не будет адекватной, так как взрослый человек всегда способен здраво воспринимать критику. Если же критика не конструктивна, взрослый способен адекватно ситуации спокойно и уверено обозначить свои границы.
⠀⠀Мышления тридцатилетнего человека достаточно, чтобы разделять свое и чужое мнение, конструктивная критика даже помогает развиваться, но любая похожая ситуация будет относить нашу женщину в детские проявления.
⠀⠀Простые разговоры об этом помогут только снять напряжение, поменять же детскую реакцию поможет возвращение в психологический возраст травмы, то есть именно в ситуацию, когда она сформировалась.
⠀⠀Исцеление приходит через комплексную работу на разных уровнях: на одном работая с бессознательным, на другом через мышление измененяя восприятие и создавая новые решения, на следующем уровне через моделирование нового поведения в подобных случаях.
⠀⠀После такой работы, со временем человек начинает замечать, что стал по-другому реагировать на ситуации, которые раньше выводили его из себя. Даже попадая в них, он может оставаться позитивным, спокойным, уверенным.
Евгения Сычева